Материал для наличников
Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.
Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.
Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным
Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.
Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.
Три золотых эпохи для резьбы в прошлом
Если материальная культура Средиземноморья запечатлена в мраморе, а кочевников — в изделиях из кожи, то все исконно русское — это терема, резная и расписная деревянная утварь. По мнению выдающего исследователя русской культуры, историка Д. С. Лихачева , «Россия — это литература, музыка и деревянное зодчество».
Сохраняется то, что не горит. Восторгаемся вологодскими «кружевами» из дерева, потому что до сих пор крепки дома со ставенками и потому что великих войн на Печоре не было.
Вторая причина для существования устойчивой традиции украшать жилища деревянной резьбой — самоуправление без тяжкого бремени налогов. Больше всего домов «купеческого» типа, церквушек «без единого гвоздя» сохранилось на Севере, в Приуралье, на Дону. Старообрядчество в поддержании давних традиций сыграло значительную роль: скиты украшались резьбой из кедра.
Длинная зима, лес кругом и благородное желание помастерить — подходящие условия для того, чтобы взять доску, стамеску, а потом удивить домочадцев результатами творческого порыва.
Малая практичность — хобби не помеха
Деревянные кружева требуют периодичного ухода: наличники и коньки заваливаются, их надо ремонтировать, после зим систематически подкрашивать.
Хлопотно. Но по-другому обстоит дело, если рассматривать наружное убранство дома с точки зрения потребности в красоте. Человеку нужно творческое самовыражение.
Интерьером обычно занимаются женщины. Однако вышитые занавески в пасмурный день никто не увидит. Посыл добра закодирован в прорезных орнаментах декора, выполненных хозяином дома и вывешенных вокруг окон и дверей.
Сомнительно, чтобы резчик помнил семантику (значение) орнаментальных сюжетов, когда берется превратить обыкновенную доску в украшение. Тем более не заглядывает он в свою генетическую память. Режет, как бог в ухо нашептал.
Четыре трансформации и азиатские веяния
Рассуждая о резных мотивах, объяснять их только архаическими истоками невозможно. Некоторые узоры точному толкованию не подлежат. Нельзя период расцвета относить и к Новгородской республике: восстановленные терема стоят вовсе без резьбы. Резали по белому камню колонны, барельефы и кресты на фронтонах, изменяли форму столбов для крыльца. Прорезное же того периода не сохранилось.
Что сохранилось
В музеях можно встретить превосходные ставенки XVII—XVIII вв. По артефактам, дошедшим до наших дней, можно судить, что украшать начали именно притворные ставни. Северяне обтягивали оконные рамы рыбьими пузырями. Чтобы кожица от ветра не рвалась, её прикрывали досками. Зимой окна не открывали. Но чтобы изба не казалась слепою — резьбою взоры прохожих веселили. Излюбленные мотивы — солнце, львы, рыбы. Вырезалось все это рельефно на плоскости.
Названия хранят толкования
Более сложны обрамления окон. Сохранились древние названия резных украшений:
- пряслица (они же ушки) — акценты у верхних углов окна;
- очелье (или гребень) — полусферическое украшение над проемом окна;
- бородка — узорный свис под подоконником;
- бровка — карниз.
Название «ушки», «коленки», «ножки» свидетельствуют о том, что окно мыслилось действующим лицом на подворье. Даже само слово «узор» произошло от «взор». Окошко «рядили», будто невесту. В пользу этой теории — выражение «Дом глядел окнами в сторону леса».
Составные плоскостные элементы выполняли «в прорезь» — то есть аппликативно. Ряд «бусин» (полусфер) вырезали в толще доски. Они — пример сочетания выемчатой и аппликативной резьбы. Выемчатыми являются и трёхгранные «лучики». Они выстраивались рядами или шли от центра. В последнем случае получались «васильки».
Конец архаического расцвета
Первый, архаический, период (с синкретическим происхождением терминов — в связи с частями человеческого тела) прервало желание царя Петра I следовать Западу. Классическому стилю требовались новые фасады. Резчики привлекались для изготовления абак — деревянных шаблонов, используемых при гипсовании домов «под мрамор». Мутулами (гипсовыми профилями) царь велел украшать каждый дворянский дом.
Даже если постройка в основе своей была деревянной, «сухарики» (триглифы) на карниз все равно прибивали и белили известью. Бревенчатые колонны, «дранка» — наследие эпохи Просвещения, стиль «классика» со скрытыми под штукатуркой деревянными конструкциями.
Деревянное зодчество эпохи барокко — это ветвистые рамы зеркал, витиеватые картуши стен. Дерево шло под лак, позолоту. Руководили мастеровыми приказчики из-за границы.
Спасли церкви
Немногочисленных вольных резчиков спасали заказы церквей. Но церковникам требовалась уже другое — сложная объемная «кудрина» (переплетение листьев аканта барочного типа). Именно для «кудрины» изготавливались клюкарзы и цезарики — необычные столярные инструменты родом из Голландии, дополнившие косой нож и прямую стамеску. Многие ценные навыки крестьяне получили, уходя с петровских верфей.
Европейский строй портала
Второй поворот в осмыслении экстерьера деревянного дома произошел после похода армии Кутузова вслед за остатками разбитой армии Наполеона. Солдаты вернулись из Вены и Парижа с пониманием классического строя в обрамлении окон.
В обиход вошли слова:
- сандрик — карниз надоконный;
- фронтончик — имитация торца крыши над окном;
- колонка — пилястра или доска с желобками по обеим сторонам окна;
- карниз отлива;
- фильёнка — вставка ромбическая, прямоугольная, восьмиугольная;
- гусёк — кронштейн в виде галтели под отливом.
Вместе со старыми словами «пряслице», «ушко» новые заимствования из резьбы по мрамору из ренессансного Запада прочно осели в словаре деревянных дел мастеров. Вместо старого «плотник» появилось почётное «столяр».
Читаем у А. П. Чехова (хозяин обращается к своей собаке Каштанке): «Супротив человека ты все равно, что плотник супротив столяра». Столяр — тот, кто имеет сто лерок (много инструментов). Привозились диковинные инструменты как трофеи из поверженных стран.
Классическое обрамление окна следующее:
- Сандрик (он же — бывшая «бровка»);
- фронтон — округлое или треугольное надвершие;
- полуколонны по бокам (или плоские доски с резным прибитым сверху орнаментом);
- базы и капители колонок (чаще заменяются орнаментальными акцентами);
- отлив и подпирающий его карниз с узором и «шишками» по бокам.
В русском стиле весь этот комплект составлен на 4-х досках одинаковой толщины (обычно 20 мм) с набитыми сверху рейками, ромбами и орнаментами в виде кружевных салфеток.
Наследие рококо
Победители Наполеона увидели за рубежом еще один оригинальный прием из наследия стиля рококо. Речь идёт об апсиде полусферической ниши. Полукруги над окном полюбили, но использовали на свой манер. Раковина абсиды в деревянном зодчестве превратилась в «солнышко» с набитыми или врезными лучами. Ангелов и менор в разорванных крышах стиля рококо заменили петухи и целующиеся голуби.
Наследие столяров XIX века до сих пор сохранилось в Тамбове, Чите, в городах Золотого кольца.
Короткий период безвкусицы
Купеческий призыв к мастерам конца XIX — начала XX веков стал третьим поворотом в прорезном декоре. От классики начали отходить. Прорезные орнаменты наносились чуть ли не на каждую доску купеческого дома. Особняки утопали в деревянных кружевах, теряя очертания, будто цветущий куст сирени.
Выставочные павильоны, палубы пароходов, ярмарочные ворота пестрят с черно-белых фотографий того периода плотной паутиной парадной напыщенности.
К тому времени каждый крестьянин и городской домовладелец считал нужным украсить резьбой окна, карнизы, крыльцо, фронтоны, балконные навесы.
Инструменты
Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:
- дрель с набором сверл;
- электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
- стамески;
- наждачная бумага с зерном разного размера;
- лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.
Вот такие резные наличники на окна можно сделать своими руками
Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.
Виды изделий
Различают два основных типа древесины: цельный и клееный брус. Первый вариант предназначен под покраску, исключение составляют ценные породы. А вот клееные покрываются другими материалами вроде шпона и ламината.
По конфигурации наличники делятся на следующие виды изделий:
- Гладкие. Это стандартные модели, чаще всего плоские или слегка выпуклые. Их несложно изготовить своими руками даже новичку.
- Профилированные. Они имеют разноуровневые выступы и выемки по всей длине изделия. Фасонные наличники можно сделать с помощью фрезера либо купить соответствующие заготовки.
- Фигурные. Такие образцы довольно сложные в исполнении. Их получают посредством обработки древесины вертикальным фрезером или на специальных станках, которые программируются по шаблону-заготовке. Самые дорогостоящие – с резьбой, выполненной вручную.
Разновидности дверных наличников в зависимости от конфигурации
По одной или оптом?
Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.
Накладные резные наличники тоже интересны
Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.
Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.
Монтаж наличников на проемы
Установить резные деревянные наличники не составит труда при правильной подготовке и багаже знаний.
Существует 3 способа фиксирования обналичников:
- Выполнить установку на шип при помощи специального клея. Специально под шип следует просверлить отверстие с внутренней стороны детали, а также в оконной раме. Это обеспечит плотное сцепление, аккуратный и завершенный вид, а также убережет от попадания влаги.
- Простым и действенным способом является крепление при помощи клея, монтажной пены или силиконы. Данные способы действенны, но имеют много недостатков. Например, при наличии неровной стены высок риск получить некачественное скрепление. Некоторые строители дополнительно используют саморезы, но здесь высок риск получить трещины.
- Использование финишных гвоздей – один самых простых и действенных способов. Декоративные планки легко устанавливаются и демонтируются. Использовать гвозди следует длиной не больше 5 см и диаметром не меньше 2 мм. Надежно фиксируют декоративные элементы маленькие гвозди со сплющенной головкой.
Обычно конструкция наличников состоит из двух боковых планок, верхней и нижней обвязки, иногда козырька. Соединение между деталями происходит встык, с помощью шипа или гвоздей. Если у окна имеется подоконник, то от нижней обвязки лучше отказаться.
Устройство классического деревянного наличника на окна
В первую очередь, крепится подоконник или нижняя обвязка, затем боковые планки, в конце верхняя обвязка и козырек. Если все детали соединяются при помощи гвоздей, то необходимо позаботиться о том, чтобы ржавчина в дальнейшем не испортила внешний вид декоративных элементов.
Чтобы внешняя конструкция окна выглядела аккуратно и эстетически приятно, следует отследить следующие параметры:
- ширина наличников должна быть больше рамы на 8-10 мм;
- планки должны находиться от оконных петель на расстоянии от 2 до 3 см.
Как увеличить шаблон
Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.
Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.
Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык
Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:
- При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
- При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
- Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.
Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.