Подготовка основания
Хорошо, если вы устраиваете пол на бетонной плите: например, примыкающей к коттеджу. Но чаще гараж стоит на грунте. А это неподходящее основание для пола. Его необходимо удалить примерно на глубину 25 — 50 см, до «чистого» грунта, без органики. Получается неглубокий котлован, который заполнится подсыпкой: слоями щебня и песка.
Нулевой уровень
На этом этапе важно определиться с отметкой нулевого уровня и «подогнать» под нее уровень пола и толщину бетона в новом гараже. Он не должен быть ниже порога, потому что придется делать водоотвод для талых и дождевых стоков. Также нежелательно, чтобы готовый пол был выше порога: это неоправданный расход материалов, и просто неудобно.
Нулевой уровень необходимо «отбить» по стенам гаража перед засыпкой. Это делается с помощью нивелира или электронного уровня: включите отображение горизонтальной плоскости на уровне въезда в гараж, перенесите полученные линии на стены. Можно использовать водяной уровень: измерения будут такими же точными, но пользоваться им менее удобно.
Минимальные и максимальные показатели защитного слоя
При вычислении толщины защитного слоя бетона для арматуры следует руководствоваться вышеуказанным сводами правил (СНиПами) и прочими нормативными документами, разработанными на их основе.
Так, согласно СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции», минимальный защитный слой бетона для арматуры – 10 мм, но не менее диаметра прута.
СП 50—101-2004 предоставляет уже более конкретную информацию.
Продольная арматура:
- 30 мм – толщина защитного слоя для ленточных фундаментов и сборного типа;
- 35 мм – для монолитных фундаментов с дополнительной бетонной подготовкой;
- 70 мм – защитный слой бетона для арматуры в фундаменте без подготовки.
Поперечная арматура:
- 10 мм – стенки и плиты толщиной менее 100 мм.
- 15 мм – бетонные конструкции с сечением менее 250 мм и стенке более 100 мм.
- 20 мм – бетонные конструкции с сечением менее 250 мм.
Следующий регламент СП 52-101-2003 указывает на еще более конкретные ситуации:
- 20 мм – железобетонные конструкции, располагающиеся в закрытых помещениях (нормальный/пониженный уровень влажности);
- 25 мм – конструкции, располагающиеся в закрытых помещениях (повышенный уровень влажности);
- 30 мм – конструкции, располагающиеся в открытом пространстве;
- 40 мм – конструкции, располагающиеся в грунте.
Следующий интересный документ, который тем не менее, не является нормативным, справочное пособие под редакцией А.Б. Голышева «Проектирование железобетонных конструкций». Многие профессиональные строители утверждают, что наиболее ценные практические расчеты представлены именно здесь. В книге приводится следующие утверждения:
- 30 мм – толщина защитного слоя для сборных и балочных фундаментов;
- 35 мм – монолитные фундаменты на бетонной подготовке или на скальном грунте;
- 70 мм – монолитные фундаменты без предварительной подготовки.
Это пособие также регламентирует защитный слой арматуры с торцевых сторон поперечных и продольных прутьев, которые проходят по всей длине/ширине конструкции:
- 10 мм – сборные элементы длиной до 9 м;
- 15 мм – монолитные элементы длиной до 6 м при диаметре арматуры до 40 мм;
- 20 мм – монолитные элементы длиной от 6 м при любом диаметре арматуры.
Стоит отметить, что максимальный защитный слой бетона для арматуры не регламентируется ни в одном документе.
Для вашего удобства, чуть ниже мы собрали все цифры в единую таблицу.
Толщина слоев бетонного пола в гараже
Перед строительством гаражного пола, нужно рассчитать толщину всех слоев для закупки материалов.
- Щебень или гравий – толщина слоя 10 см.
- Песчаный слой, должен быть не меньше 5 см.
- Собственно бетонный пол: стяжка, утепление и гидроизоляция, приблизительно 10 – 12 см толщиной.
Толщина стяжки в гараже может контролироваться с помощью разметки на стенах гаража. Если помещение широкое, то по центру выставляется несколько кольев. На них наносится разметка уровня пола и слоев.
Подушка под бетонный пол
Песчано-гравийная подушка должна быть ровно уложена и утрамбована с помощью вибромашины. Лучше покупать для засыпки не гравий, а щебень. Его легче уплотнить, а от качества уплотнения зависит стабильность пола. Закупайте 70% щебня средней фракции. Остальное – мелкая фракция щебня. Если расход щебня (гравия) и песка получается большим, то на дно можно насыпать часть грунта без органических частей. Песок нужно использовать просеянный, без глиняных включений.
Яма в гараже
Если планируете сделать яму, то в первую очередь выройте под нее котлован нужной глубины и ширины. Бетонируйте пол ямы, а потом занимайтесь песчано-гравийной подушкой во всем гараже. Когда пол наберет достаточную прочность и подсыпка будет готова, можно выгонять кирпичные стенки ямы.
- Разровнять дно котлована. Уплотнить его ручной трамбовкой или виброплатформой.
- Засыпать и утрамбовать щебень. Это нужно делать в 2 – 3 приема слоями по 3 – 5 см, так как весь объем щебня качественно утрамбовать невозможно. Под низ насыпается щебень средней фракции, наверх – мелкой. Каждый слой перед трамбованием разравнивается граблями, проверяется уровень по разметке на стенах. Трамбовка должна выполняться до тех пор, пока от веса человека на поверхности не остается следа.
- Засыпать и утрамбовать песок. Его также засыпают в несколько приемов, по 2 – 3 см. Засыпанный песок разравнивают и смачивают (проливают), а потом трамбуют.
- Если есть яма, то самое время выложить ее стенки. Они должны быть немного выше уровня пола, чтобы в яме не собиралась вода.
Демпферный зазор
Несмотря на утрамбовку и прочие предосторожности, бетонный пол по грунту нужно делать «плавающим», то есть, не связанным жестко со стенами постройки. Это поможет избежать растрескивания плиты. Чтобы устроить демпферный зазор между бетонной плитой пола и стенами гаража, используют специальную демпферную ленту (она продается в строительных магазинах). Также можно проложить по периметру тонкие полосы пенопласта (10 мм толщиной). В ширину такие полосы должны быть чуть больше ширины формируемой плиты (15 см). Излишек пенопласта потом можно срезать.
Оптимальная толщина стяжки
Какой толщины должна быть стяжка пола, ее тип, необходимый состав смеси зависят от следующих факторов:
- наличия неровностей и перепадов высот базового основания;
- на что конкретно заливается смесь (на плиту перекрытия, на слой изоляции или на трубы – в случае теплого пола);
- под какое покрытие готовится поверхность;
- особенностей помещения (нагрузки на пол, влажности, температуры и так далее).
Базовое основание
Чем значительнее неровности и перепад высот, тем толще нужен слой раствора. При незначительных изъянах размер минимальной толщины стяжки пола будет составлять 20 мм. Если приходится сталкиваться с большими перепадами (больше 60 мм), то о минимальной толщине говорить не приходится. В этом случае есть резон выполнить раствор из смеси крупнозернистого песка, цемента и воды; ее высота будет варьироваться от 100 до 150 мм.
Совет! Хотите сэкономить на бетонной смеси – используйте в качестве частичного выравнивания керамзит или щебень.
Если вы думаете, что определить неровность пола можно «на глазок», то не обольщайтесь: зрение вас может подвести. Лучше для этого использовать специальный уровень.
Классификация
Существует 3 типа стяжки в зависимости от ее толщины.
Первый тип – тонкий черновой пол. Для его заливки применяются самовыравнивающиеся смеси, которые позволяют создать слой до 20 мм. В данном случае нет нужды в применении армирования.
Второй тип – стяжка высотой до 70 мм. В этом случае необходимо армирование из металлической сетки или прутков арматуры.
Третий тип – это слой максимальной толщины до 150 мм, который представляет собой монолит с внутренней арматурой.
Состав смеси для стяжки
При неровностях и перепадах высоты меньше 20 мм лучше использовать самовыравнивающиеся смеси, с помощью которых можно добиться ровного и тонкого слоя. После высыхания на него сразу можно положить напольное покрытие. Самовыравнивающиеся смеси растекаются по полу самостоятельно, без участия человека. В их состав входят:
- гипс или цемент;
- мелкозернистый песок;
- пластификаторы, улучшающие качественные показатели;
- клей;
- пигменты.
Внимание! Минимальная и максимальная толщина стяжки определенного состава указаны на упаковке самим производителем.
Наливной пол – это разновидность самовыравнивающейся смеси, которая наносится на бетонное основание или цементно песчаную заливку. Этот состав используется как финишное покрытие или как тонкий слой стяжки от 2 до 20 мм.
Совет! Для наливного пола толщина рекомендована не более 20-30 мм: в противном случае со временем он может растрескаться.
Бетон остается незаменимым материалом для черновой заливки, ввиду его относительной дешевизны. СНиПом рекомендован следующий состав смеси:
- просеянный песок;
- цемент;
- гравий или щебень (величина фракций от 5 до 15 мм);
- вода.
Сегодня очень часто вместо щебенки используются более легкие наполнители, к тому же обладающие и теплоизоляционными свойствами. Самыми распространенными из них являются керамзит и пенополистирол (гранулы). Первый используется только в качестве компонента для заливки чернового пола, а второй – для финишной. Высота укладки раствора находится в пределах от 30 до 50 мм и применяется в тех случаях, когда есть необходимость убрать неровности, размер которых более чем 20 мм.
При значительных перепадах (более 60 мм) применяется пескобетон, в состав которого вместо обычного песка входит крупнозернистый. Высота такого слоя колеблется от 100 до 150 мм.
В целях ускорения процесса ремонта пола и при наличии значительных повреждений основания очень часто производят сухую стяжку, в состав которой входят материалы, не требующие высыхания в течение длительного времени. Она включает в себя слой засыпного материала, например, керамзита, а сверху листовой материал (ДСП, фанера, ГВЛВ). В случае необходимости производится гидро-, тепло- и шумоизоляция. Толщина такого «пирога» может составлять 35-60 мм.
Гидроизоляция гаражного пола
В гараже нужно обеспечить минимальную влажность: для наилучшей сохранности автомобиля и разных вещей, которые будут там храниться. Для этого понадобится гидроизоляция пола. Выбор варианта гидроизоляции зависит расположения грунтовых вод под гаражом. Если они далеко, то можно ограничиться полиэтиленовой пленкой (250 мк), постеленной на песок. Если воды подходят близко к поверхности, то нужно использовать гидроизол или аналогичные материалы. Толщина бетонного пола в гараже при этом увеличивается. Полотнища гидроизоляции укладывают с нахлестом в 10 см и проклеивают скотчем. Пленка должна заканчиваться выше демпферной ленты. Она крепится скотчем к стене и обрезается впоследствии.
Варианты строения бетонного пола
Если гараж отапливается, то обязательно устраивается пол с утеплением. Это даст большую экономию: не позволит теплу уходить вниз. В качестве утеплителя применяют плитный экструдированный пенополистирол толщиной до 10 см. Конечно, это существенно увеличивает толщину стяжки в гараже и требует учета при разметке на стенах.
Для чего нужен защитный слой бетона?
Сталь в арматуре, несмотря на соответствие нормам ГОСТ, все равно подвержена воздействию внешних химических соединений, т.е. присутствует достаточно высокий риск возникновения коррозии.
Очаги коррозии приводят к образованию внутренних пустот, а значит начинается процесс нарушения целостности и однородности конструкции. Это, в свою очередь, снижает эксплуатационные характеристики основания, начинаются деформации, появляются трещины и в конечном итоге происходит разрушение.
Для того чтобы предотвратить эрозию стали, ее подвергают антикоррозийной обработке (оцинковке). Суть процесса заключается в том, что внешний слой изделия покрывается тончайшей пленкой всего в несколько микрон, который не дает металлу окисляться. Но этот способ тоже не дает 100% гарантии, что сталь сохранит свои первоначальные качества, так как любая неаккуратная транспортировка, может привести к повреждению защитного слоя и соответственно к возникновению коррозии. Стоит отметить, что сама процедура стоит достаточно больших средств и приводит к значительному удорожанию материала.
Поэтому главная задача при возведении фундамента, отгородить арматурный каркас от возможного контакта с влагой. В качестве барьера и выступает защитный слой бетона, который огораживает конструкцию от возможных химических раздражителей.
Устройство бетонной стяжки в гараже
Армирование гаражного пола
Для армирования используется готовая дорожная сетка для армирования: ячейка со стороной 15 см, толщина проволоки 8 мм. Этого достаточно для гаража, где будет храниться легковые автомобили. Если речь о грузовом транспорте, то армировать следует сеткой с ячейкой 20 см, толщиной проволоки 12 мм. Сетку нельзя класть на гидроизоляцию: она должна находиться в толще бетона. Необходимо приподнять сетку над поверхностью на 4-5 см. Для этого покупаются специальные подставки либо используются куски кирпича (половинки).
Маяки и уклон
Для гаражного пола необходим уклон в 1,5 – 2% на каждый погонный метр. Он должен быть направлен в сторону выхода или сточной решетки. Об уклоне следует подумать на этапе установки маяков. Это длинные планки, по которым потом можно разровнять залитый бетон. Они продаются алюминиевые, но можно использовать и деревянные рейки, трубки и пр. Маяки укладываются на столбики из густого раствора, вдоль длинной стены к дверям. Шаг их установки зависит от ширины правила – широкой швабры, которой разравнивается раствор. При ширине правила в 1,5 м расстояние между маяками должно быть 1,2 – 1,0 м.
Допустимые отклонения защитного слоя бетона
Допуск по защитному слою бетона определяется СНиП 3.03.01—87 «Несущие и ограждающие конструкции». Здесь указаны все возможные отклонения от заданных параметров. Перед тем, как рассчитать защитный слой бетона для арматуры, рекомендуется внимательно изучить данный свод правил. Мы лишь обратим внимание на наиболее важную таблицу.
Особенности конструкции | Допустимая величина отклонения |
Толщина защитного слоя бетона менее 15 мм и линейный размер поперечного сечения конструкции: | |
< 100 мм | +4 мм |
101-200 мм | +5 мм |
Толщина защитного слоя бетона менее 16-20 мм и линейный размер поперечного сечения конструкции: | |
< 100 мм | + 4 мм; -3 мм |
101-200 мм | + 8 мм; -3 мм |
201-300 мм | + 10 мм; -3 мм |
> 300 мм | + 15 мм; -3 мм |
Толщина защитного слоя бетона более 20 мм и линейный размер поперечного сечения конструкции: | |
< 100 мм | + 4 мм; -5 мм |
101-200 мм | + 8 мм; -5 мм |
> 300 мм | + 15 мм; -5 мм |
Защитный слой арматуры в бетоне по СНиП позволяет уберечь ваш фундамент от преждевременного разрушения и увеличит срок службы всего здания.
Приготовление раствора
Используется для гаражного пола бетон М250. Он подходит по прочности и по морозостойкости, даже для не отапливаемого помещения. На гараж площадью 24 м.кв. (4х6 м) потребуется примерно 2,5 кубов готового бетона. Заливку необходимо выполнять в один день. Учитывая уклон и различные потери, нужно все 3 куба бетона. Это большое количество, которое можно обеспечить двумя мешалками и командой помощников. Либо можно заказать миксер к месту заливки. При заливке миксером понадобится приемный лоток, который направит поток раствора к центру гаража.
Разравнивание и уход за бетоном
После заливки нужно обработать бетон погружным вибратором. Это облегчит разравнивание и удалит из пола воздушные пузырьки. Затем с помощью правила раствор распределяется вровень с маяками. У стен бетон разравнивается мастерком. Нужно сделать это сразу, так как потом до стен уже невозможно добраться.
Чтобы получить идеально ровную поверхность, сверху заливается жидкий раствор – 2-3 см. Спустя несколько часов бетон схватится, и можно затереть пол однороторной затирочной машиной или вручную. Полную прочность пол наберет через 3 – 4 недели. Тогда его можно обработать топингами или полимерными смесями, покрасить.