Привод для откатных ворот своими руками: материалы и этапы выполнения работ


Конструкция механизма ворот в общем виде


Самодельный привод для откатных ворот

Откатные полотна работают на роликах или рельсах, обе модели различают по методу технического обустройства. Для передвижения откатной створки освобождают полосу вдоль ограды, рельеф в этом месте должен быть ровным. При возвышенностях механизм испытывает дополнительные усилия, выходит из строя.

Автоматическое устройство открывания включает систему несущих прогонов и шарниров, механизмы бывают стационарные и на передвигающихся колесах. Эффективность обеспечивают два роликовых устройства, которые движутся вдоль балки определенного сечения. Система с передвигающимися роликами относится к бюджетным вариантам, но требует установки фундамента под направляющий рельс и применения системы подшипников.

Конструкции с консолью не имеют второго рельса, створку навешивают на выдвижную балку. При открывании полотно отстоит от поверхности земли на 10 см, что позволяет осуществлять беспрепятственное движение. На консольном прогоне ставят зубчатую рейку с торцевыми элементами для регулировки открывания воротного полотна.

Концевые аксессуары исключают случайный удар створки по проходящему человеку или проезжающему авто в проходе. Калитку часто совмещают с полотном, и также снабжают автоматикой. При отсутствии электричества есть возможность разблокировки системы для ручного открывания створки ворот.

Рулонные ворота

Еще один тип ворот — рулонный. Находит применение как для устройства въезда/выезда автотранспорта за территорию домовладения, так и в гаражах.

Конструкционно выполнены из узких пластин (ламелей) которые при открытии сворачиваются в рулон и выглядят как встроенный над проемом узкий и сплошной прямоугольный короб.

Рулонные ворота

Конструкция

Основная часть ворот это само полотно, покрытое защитным и декоративным веществом. Дополняется такими деталями, как:

  • Направляющие;
  • Редуктор;
  • Двигатель;
  • Барабан намотки;
  • Аварийная система. Разблокирует движение полотна при прекращении подачи эл. энергии;
  • Умная защитой при некорректных командах с пульта управления;
  • Пульт управления;
  • Концевые выключатели;
  • Ручка. Нужна при отсутствии эл. энергии.

Конструкция

Принцип работы

Ознакомиться с принципом работы помогают чертежи с воротами. С дистанционного пульта управления на блок эл/двигателя поступает сигнал. Двигатель приводит в движение вал и тянет на себя всё дверное полотно. Оно наматывается на вал по направляющим и скрывается в защитном коробе. На случай обесточивания предусмотрены цепные приводы.

чертежи с воротами

Преимущества и недостатки

Основное достоинство рулонных въездных групп — компактность. Когда нет возможности установить распашные или откатные системы.

Положительные стороны таких устройств:

  1. В закрытом положении невозможно увидеть, что находится за воротами.
  2. Хорошая защита от дождя и снега.
  3. Невысокие цены, как на сам материал, так и на установку.
  4. Занимает мало места в гараже. Всё полотно скрывается в защитном коробе.
  5. Просты в монтаже. Установить можно и самому своими руками.
  6. Долговечность.
  7. Возможность монтажа автоматики для управления с пульта.
  8. Есть дополнительные ручные механизмы на случай отсутствия эл/энергии.

Рулонные ворота 2

Недостатки:

  1. Нет возможности совмещения с калиткой. Она выполняется отдельно.
  2. Требуется утепление полотна в зимний период.
  3. Ограничение по высоте ворот. Но если конструкция накладная такого ограничения нет.

Рулонные ворота 3

Как выбрать ворота

Рулонные ворота подбираются исходя из места использования. Их можно установить как внутри, так и снаружи или вообще смонтировать непосредственно в дверной проём.

Для гаражей выпускаются 2-х сторонние профили с наполнением пеной. Такая защита необходима для шумоизоляции и сохранности тепла. Кроме того лаковое покрытие ламелей защищает их от коррозии.

Для промышленных целей есть вариант установки односторонних профилей, где нет необходимости соблюдать температурный режим. И цена на такие системы не высока.

Так же необходимо учесть способ управления. Есть выбор ручного, автоматического или комбинированного открывания. Для автоматического открывания в системе предусмотрен брелок.

После того как установка автоматических ворот данного типа завершена, необходимо учесть следующие моменты:

  1. Не отпускать кнопу пульта до полного открытия/закрытия.
  2. Ручное управление допустимо только в случае отключения электроэнергии.
  3. Недопустимо частое открытие/закрытие. Это может привести к перегреву электропривода.
  4. Если появился посторонний шум или резкий запах горящего провода, движение полотна немедленно прекратить.
  5. Само полотно и направляющие нуждаются в периодической чистке и смазке.

По стоимости такие ворота различаются:

  • По размеру;
  • Типу профиля;
  • Комплектации.

Такие элементы как блок управления, аварийная система, фотоэлементы влияют на конечную стоимость рулонных систем.

Устройство приводной системы


Для тяжелых конструкций устанавливают мотор на 380 В

Привод для откатных ворот бывает гидравлическим или электромеханическим, но в обоих случаях в его строении есть электродвигатель. Моторчик сообщает движение гидравлике или механике. По мощности агрегата устройства делят на промышленные и бытовые. В частных хозяйствах используют электродвигатели 220 В с повторяющейся интенсивностью действия в диапазоне 30 – 50%. Такие параметры предохраняют обмотки мотора от перегрева.

Для промышленных ворот из тяжелых материалов ставят стойкие к нагреванию агрегаты 220 или 380В. Использование двигателей, работающих на 12В, ограничено из-за многосложного управления, которое ведет к удорожанию автоматики в целом.

Механизм открывания включает устройства:

  • электрический двигатель со стартером;
  • прибор, понижающий обороты;
  • зубчатая пара колесо-шестерня;
  • рабочий редуктор (поступательно-возвратный механизм, шатунно-кривошипный блок, гидроцилиндровый насос).

Приводное устройство содержит в конструкции компенсационный блок для понижения нагрузки тяжелой воротной створки. Он может быть представлен системой противовесов, торсионными пружинами.

Функциональность повышают с помощью регулярной смазки подвижных деталей. Средство подбирают по условиям работы, вязкости состава, устойчивости к перемене температур и действию мороза. Чаще всего используются традиционные для нашей страны минеральные масла, их смеси с керосином, соляркой, водой, эмульсии или дорогие синтетические смазки.

Конструкция привода

Для того чтобы изготовить электропривод ворот своими руками, необходимо иметь представление о том, как выглядит данный механизм. Также у вас должна быть схема, которой можно придерживаться, чтобы электропривод для ворот получился работоспособным. Для изготовления, согласно схеме, необходимы следующие составляющие:

  • мотор;
  • редуктор, который преобразует вращение;
  • узел управления.

Конструкция электропривода откатных ворот

Вышеуказанные детали входят в основу, которая отвечает за движение плотна, а как источник тяги идет электрический двигатель. Передача тяги может осуществляться при помощи звездочки и цепи, как в велосипеде, или с использованием ролика. Если имеется трехфазное напряжение, то лучшим вариантом является механизм с цепью, т.к. подобная комбинация позволяет использовать мотор по максимуму. Если же такое напряжение отсутствует, то устанавливается однофазный мотор, но мощность будет намного ниже.

Для того чтобы выбрать электромотор, нужно учитывать достаточно большое количество составляющих:

  1. Габариты полотна, т.к. от размера зависит мощность.
  2. Насколько часто будут эксплуатироваться ворота. В домашнем обиходе эксплуатация таких ворот происходит пару раз в день, а если, например, в офисе, то за день механизм может работать десятки раз.
  3. Материал, из которого сделана шестеренка редуктора, т.к. это самая слабая часть всего механизма.
  4. Важна частота вращения. Оптимальным вариантом является в среднем 750 об/мин.

Как отличный вариант подходит мотор A100L8, который является трехфазным. Если человек хочет смастерить преобразователь самостоятельно, то стоит уделить внимание выходному вращению, которое должно быть в пределах 100 об/мин, скорости вращения двигателя, которая должна совпадать с движением преобразователя. Последний лучше брать со стальными шестеренками, такой будет служить продолжительное время.

Выбор двигателя


Мотор и дополнительные элементы автоматики для ворот

Несоответствие мощности мотора массе полотна приводит к нарушению открывания, появлению скрипов и выходу из строя.

При выборе агрегата учитывают критерии:

  • Вес конструкции. Автоматику различают по крутящему моменту и тяговому усилию. В документах при продаже должна быть указана мощность двигателя, а не только рекомендованный вес полотна. Мотор выбирают с запасом прочности.
  • Интенсивность работы. Параметр показывает время, в течение которого автоматика работает беспрерывно без выхода из строя (до 50%). Для бытовых ворот это означает, что после 1 часа работы требуется перерыв на 30 минут.
  • Скорость открывания. Параметр означает, сколько придется ожидать отвода створки, чтобы освободить проем для проезда. Ускоренное открывание увеличивает нагрузку на механизм, поэтому нужно обращать внимание на этот параметр при выборе.

Играет роль качество автоматического приспособления. Лучше приобретать устройства европейских или российских производителей. Китайская автоматика также имеет качественные образцы, но есть риск нарваться на кустарных изготовителей.

Изготовление основных узлов самостоятельно


Актуаторы для привода делаются из подручных материалов

Перед тем как самому сделать электропривод на откатные ворота, выполняют чертеж или эскиз.

Самодельные приводы делают с применением подручных узлов, деталей автомобиля и бытовых приборов:

  • редукторные электрические двигатели с усилием свыше 120 Н;
  • подъемники стекол на машине;
  • домкраты винтового действия;
  • отрезки квадратной трубы;
  • два актуатора (поступательных устройства) спутниковой антенны.

Дистанционное управление организовывают с помощью простой автосигнализации, при этом используют реле 12В для подключения мотора. Помимо этого, нужна сигнальная лампа, провода, торцевые включатели.

Тип механизма определяют по расстоянию от полотна до внешней кромки опоры:

  • больше 15 см — рычажный;
  • до 15 см — линейный.

С домкрата убирают крышку, шестерни и ручку. Болгаркой срезают платформу подъемника. Разбирают стеклоподъемник, вынимают мотор и редуктор. Из трубы-квадрата (20 х 20 мм) делают муфту, присоединяют к винту домкрата.

Применяют шуруповерт для сверления отверстий в прутке 18 х 18 см, где затем нарезают винтовую резьбу для редукторного вала. Ответную часть муфты устанавливают на двигатель стеклоподъемника. По углам делают отверстия, соответствующие тем, что на корпусе. Винтовую часть и мотор соединяют шпильками с гайками.

Выбор подручных элементов привода для ворот

Допускается проводить замену некоторых элементов привода их более доступными по цене аналогами. Но при этом нужно отдавать себе отчет в том, что все замены происходят со знанием дела – ведь придется затем самостоятельно соединять все элементы схемы. К примеру, нередко в качестве мотора берут старый двигатель от стирали. В этом случае придется определить концы для пар обмоток при подключении. Сделать это можно, например, с помощью мультиметра, работающего в режиме замера сопротивления. Ведь оно у обмотки гораздо выше.

Вал редуктора и мотора потребуется соединить при помощи полужесткой или жесткой муфты.

В качестве редуктора можно применять передачу ременного типа. Для того, чтобы можно было верно определить передаточное число, потребуется поделить диаметр большого шкива (соединенного с приводным валом) на диаметр малого (тот, который закрепляется на валу самого двигателя).

При этом возможны некоторые сложности при сборке станины, на которой будут укрепляться элементы всей кинематической схемы. К примеру, есть определенная трудность в случае сооружения натяжителя для ремня. Можно порекомендовать воспользоваться автомобильным натяжительным роликом для ГРМ ремня. Кроме того, при применении передачи ременного типа нужно будет уделить определенное внимание механизму независимого вала. Его необходимо будет правильно отцентровать, так как именно на нем располагаются все компоненты для трансмиссий – колесо приводное и шкив ведомый для ременной передачи.

Основные рекомендации


При расчете автоматики учитываются габариты ворот

При изготовлении привода учитывают не только вес полотна, но и ветровую нагрузку. Если не принять во внимание квадратуру створки, мотор не прослужит долго. Ветровые усилия для расчета принимают в диапазоне 50 кг на 1 квадратный метр плоскости ворот. Привод рассчитывают так, чтобы мощность получалась с запасом на 20 – 30% больше.

Если для автоматизации подходит рычажное устройство, используют стеклоподъемники машины ГАЗ, которые комбинируют с двумя рычагами, или берут подходящий гидроредуктор. Для работы в сети 220В ставят понижающий трансформатор вместе с преобразователем напряжения на 12В.

Концевые выключатели блокируют работу электромотора в конечных положениях, при этом используют электрические схемы от реальных конструкций для реверсного запуска двигателя. Все нюансы сборки автоматики продумывают заранее.

Как сделать электропривод для откатных ворот своими руками

Существует несколько вариантов самостоятельного изготовления электропривода. Для этого необходимо провести правильный выбор и расчет материалов. Требуется иметь схему и хоть немного разбираться в данном направлении.

Подготовка к постройке: чертежи и схемы

Для начала необходимо найти чертежи и схемы того, какой должна быть конструкция. Это сделать просто, воспользовавшись интернетом. Затем необходимо выбрать непосредственно место установки объектов, каким способом будет происходить открытие ворот, вычислить габариты створки, которая должна автоматически отодвигаться.

Важным шагом является выбор вида и способа монтирования опорных стоек и положения привода. Также надо определиться с типом электропитания и различными мелкими конструктивными особенностями.

Изготовление основных узлов

В изготовлении основного узла используют мотор от бывшей в употреблении стиральной машины, подойдет даже модель старого образца. Лучше всего пользоваться мультиметром для определения концов парных обмоток, т.к. на данном приборе есть возможность замерить сопротивление. Вал мотора крепится с преобразователем муфты. Если нет редуктора, то подойдет и ременная передача, но такой вариант проблематичный.

Сборка привода с цепной передачей

Перед монтажом проверяют наличие сигнальной лампы, от покупки которой не стоит отказываться с целью сэкономить средства. Бережливость в этом плане не оправдана, т. к. повышает риск опасности для людей.

Пошаговая инструкция:

  • Монтаж привода. Его крепят на основание, которое есть в комплекте, затем конструкцию помещают между каретками. Определяют местоположение зубчатой рейки в центре шестеренки. Двигатель фиксируют гайками.
  • Установка рейки. При открытых воротах рейку приваривают к створке так, чтобы на ней было место для торцевых реле. Привод разблокируют. Створку передвигают на 1 м, соединяют шестеренки и приваривают вторую шестерню. Регулируют промежуток между шестеренками и рейкой, чтобы был плавный ход, а полотно не стучало.

Легкие и тяжелые конструкции координируют так, чтобы их можно было передвигать рукой. Иногда этому мешает отсутствие вертикальности при монтаже ворот, либо есть препятствия по линии движения.


Подготовка ворот и мест крепления

Для любых ворот и дверей можно установить привод, осуществляющий автоматическое распахивание. Главное, предварительно спроектировать монтаж механики. Речь идет о прочной фиксации привода. Крепежный элемент – стальные листы с углублениями. Одна пластина фиксируется перпендикулярно створке, а вторая – в аналогичном положении только на заборе или столбе.

Оба листа устанавливают в одной плоскости и на одном уровне. При монтаже учитывают силовую тягу приводного механизма. Так, как она высокая, то лучшим способом крепления принято считать сварку. Если столб из камня или кирпича, то к нему пластину крепят анкерными метизами. Специалисты рекомендуют заранее прокладывать стальные элементы еще на этапе строительства в таких случаях – это надежнее.

Более простая схема установки относится к монтажу дверей, которые распахиваются внутрь. В воротном проеме прокладывают кабель. Для него предварительно укладывают пластиковую трубу размером 32 мм.

Основные параметры приводного устройства можно определить еще на начальной стадии монтажа. Для этого нужно измерить дистанцию между углублениями. Делают это при открытых и закрытых воротах. При открытых дверях узнают длину механизма в сложенном виде. Разность между полученными параметрами обозначает размер рабочего хода.

Ручные пружинные весы тоже помогают узнать силу открытия и закрытия дверей. Для этого нужно потянуть за фиксатор створки в сторону противоположной детали. Это рекомендуется делать для более точного подбора двигателя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: